В последние годы во всем мире стали популярны выпуски т.н. «новогодних» памятных монет, символизирующих наступление очередного Нового года по Восточному или так называемому Лунному календарю. Каждый год этого цикла связан с определенным животным, очередность которых определяется древней традицией. Музей денег подготовил сенсационное исследование, позволяющее утверждать, что серебряный дирхем хана Золотой Орды Тула-Буги (1287 – 1291) с изображением животного, отчеканенный в 689 Г.Х. (1290 г. Р.Х.), является новогодним выпуском, посвященным приходу году Барса.
Вернемся к истории появления новогодних монет.
Известно, что традиция выпуска новогодних монет уходит своими истоками в античность. Ещё императоры Рима Адриан (117 – 138 гг.), Антонин Пий (138 – 161 гг.) и Александр Север (222 – 235 гг.), выпускали в канун наступающего нового года монеты со своим изображением и общепринятыми сокращениями начальными буквами: «Сенат и римский народ желают счастливого и благоприятного нового года».
В дальнейшем данную традицию подхватили и правители отдельных средневековых мусульманских государств. Так, аббасидский халиф аль-Мутаваккиль (847 – 867 гг. Р.Х.) приказал отчеканить для праздничной раздачи около пяти миллионов медных дирхемов. Во время празднования Нового года эти монеты были разбросаны и розданы в его дворце всем явившимся для новогодних поздравлений.
Основатель османского государства Осман I (1299 – 1325 гг.) также распорядился выпустить медные монеты с изображением зайца в 715 Г.Х. и 1315 Г.Х. – к началу Нового года Зайца по тюркскому циклическому календарю.
Традиция чеканки новогодних монет была подхвачена и правителями «Золотой орды». Общеизвестны монеты, в основном медные пулы, с изображением животных, символизирующих наступление очередного года по восточному календарю. Справедливости ради следует отметить, что также выпускались монеты со знаками зодиака, представляющие животных (например, лев), а также чтимых и легендарных животных – например, птица Гаруда со змеей в клюве и т.д.
По преданию, счисление времени по двенадцатилетнему циклу монголы получили от уйгуров. Среди тюркских народов бытовала легенда, объясняющая происхождение двенадцатилетнего цикла. В новогоднюю ночь звери собрались встречать восход Солнца. Договорились, что тот, кто первым увидит его, получит право назвать год своим именем. Верблюд, понадеявшись на свой рост, не сомневался в успехе. Но взобравшаяся ему на голову мышь первой увидела восход солнца, и получила право возглавить цикл. А верблюд за его спесь вообще не был включен в число двенадцати избранных животных. Тем не менее, изображение верблюда мы можем встретить значительно чаще, чем мыши, а вот свинью вообще не увидим на золотоордынских монетах. В мусульманской среде бытовало представление, что свинья произошла из кала слона, а мышь вышла из ноздрей свиньи. Учитывая, что и свинья, и мышь были запретными животными, вместо мыши начали изображать верблюда, хотя на монетах встречаются редко изображения и мыши и тушканчика. А вот свинью не встретите, вместо неё чеканили изображение слона.
Что же касается других животных, то у тюркских народов и они имеют свои отличия от чисто китайского или японского календаря. Так, следующее животное, бык, может быть коровой; тигр – в переводе с тюркского – барс; заяц – кроликом. Курица может быть представлена на монетах петухом или павлином.
В общем, нужно творчески подходить к атрибуции золотоордынских монет с изображениями животных.
Поэтому, когда в музей поступили серебряные монеты хана Золотой Орды Тула-Буги (1287 – 1291 гг.), началось их исследование и сразу же возникла гипотеза, что они отчеканены в год Барса. Но для этого понадобилось перечитать массу литературы по Золотой Орде, о её быте, традициях и правилах прихода Нового года.
Много информации было получено и из всемирной сети интернет. Основополагающими материалами для данного утверждения послужили статьи Льва Леонидовича Галкина – сотрудника института археологии Российской академии наук; «Животные на монетах Золотой Орды» – журнал «Вокруг света» № 12 за 1990 год, а также статья Евгения Гончарова из института востоковедения Российской Академии Наук – «Джучидские монеты в контексте тюркской и мусульманской культур», в которой я также нашел подтверждения своего научного открытия.
Олещук А.Р , Феодосий_2
(статья прислана нам автором, также, данная статья была размещена на сайте www.museum-of-money.org)
Посмотреть, купить или продать монеты можно на интернет-аукционе в специальной категории: Монеты Азии