Один из русских экспертов дома Сотбис в интервью еженедельнику «АиФ» в номере 31 – 2005 г. заявил, что на антикварном рынке РФ обращается до 70% подделок, причем даже музеи и солидные аукционные дома, несущие ответственность за проданные предметы, считают допустимым до 10% подделок среди своих предметов (эта величина и закладывается в страховку).
Особенно плохо дело обстоит с живописью. В музеях и коллекциях насчитывается около 15 тысяч полотен Айвазовского, тогда как за всю жизнь этот плодовитый художник не написал и 5 тысяч картин. Он вспомнил некоего Сереженьку, который так виртуозно подделывал Коровина, что и в музеях висят его картины в качестве оригиналов. Да что и говорить, в сталинские времена художник В. Яковлев писал копии мастеров Возрождения так мастерски, что они уходили на Запад вместо подлинников под видом распродажи фондов советских музеев. Но Яковлев все же схулиганил – под слоями краски на своих копиях он писал матерные слова и через несколько десятилетий, когда появилась экспертиза в инфракрасных лучах, эти «знаки качества» проявились. В связи с этим как не вспомнить голландского художника Ван Меегерена, который обманул самого Германа Геринга, продав дилеру рейхсмаршала поддельного Вермеера, которого он написал, как и десятки других подделок. Когда после войны его привлекли к суду как коллаборациониста, продававшего национальное богатство Нидерландов врагу, он попросил краски и кисти, и создал еще одного «Вермеера» прямо в камере. После этого получил всего один год за мошенничество, а грозило минимум пятнадцать, а то и смертная казнь…
Теперь о фантазиях. Мэтр польской фалеристики Войцех Стела (Wojciech Stela), любезно поделился своими соображениями по поводу фальшивок. Он считает, что приведенные ниже фотографии польской союзнической медали и Креста Храбрых – самые настоящие подделки, так как имеют целью выманивание денег у простодушных коллекционеров. По моему мнению, все же это не фальшивки, имитирующие с той или иной степенью достоверности имеющиеся оригиналы, а фантастические знаки, то есть награды, никогда не существовавшие в реальности, и тем не менее, многие принимают их за настоящие награды.
Известно, что после Первой мировой войны страны-победительницы выпустили медали в честь этого события для награждения участников войны. Инициатором выпуска медали был французский маршал Фош. Тогда же было установлено, что медаль изготавливается из бронзы диаметром 36 мм и носится на единой для всех стран ленте, представляющей собой двойные радуги в зеркальном отображении друг к другу, при этом красные полосы радуги сливались по центру, а фиолетовые как бы обрамляли ленту. Изображения аверса могла устанавливать каждая страна: от крылатой богини Ники стран Антанты до японского божества. Надпись на реверсе была более однообразной и гласила «Великая война за цивилизацию» на языке каждой страны, с небольшими вариациями. Медали изготавливались в период от 1919 до 1922 г.
Всего в антигерманской коалиции было 18 стран, 14 из них отчеканили эту награду. Как известно, в Первую мировую войну не было Польского государства, поляки воевали как в войсках Российской империи, так и в войсках Австро-Венгрии. Россия заключила сепаратный мир, Австро-Венгрия вообще была противником антигерманской коалиции, так что ни о какой польской медали за Победу в Великой войне быть не должно по определению. Тем не менее, в Канаде в 1990-х годах была изготовлена медаль с надписью на реверсе по-польски. Стоимость ее доходит до 200 долларов. Но это фантастическая награда, которая может быть отнесена к подделкам, так как ее продажа преследует корыстные цели. Дело дошло до того, что она упоминается в Википедии — в русском варианте этого, с позволения сказать, «справочника» она вообще указана как Чехословацкая награда (?!).
Что же, чехи тоже воевали в Антанте? Нет, они воевали на противоположной стороне – в войсках Австро-Венгрии. Хорошо хоть венгры не удосужились записать себя в страны-победительницы и выпустить соответствующую медаль. Впрочем, кто знает? Возможно, что скоро мы увидим и этот «раритет».
Вторая фантастическая польская награда – Крест храбрых с датой 1939. Крест храбрых – популярный предмет коллекционирования, существует большое количество разновидностей этой награды, но вот крест с датой 1939 официально никогда не выпускался. На этот счет нет никаких документов. Автор-изготовитель награды с датой 1939 также неизвестен. Это – фантастика, как говорилось в одной популярной рекламе одного популярного плавленого сыра.
Так чем же считать фантастические награды? Одно – если продавец честно предупреждает о том, что это фантастика. Другое дело, если он выдает предмет за оригинал, а то и за раритет. В этом случае выход один – учитесь, изучайте каталоги, спрашивайте опытных коллег. Иначе будете учиться на своих ошибках, а лучше учиться на ошибках других (безопаснее для собственного кошелька). Поскольку тема фальшивок актуальна и будет актуальна всегда, пока есть хотя бы два коллекционера, то мы приглашаем уважаемых коллег к дискуссии на эту тему.
Анатолий Подшивалов, «Степанов», Doctor03
Часть 1. Как подделки попадают в музеи и к коллекционерам
Часть 2. Как подделки попадают в музеи и к коллекционерам
Часть 3. Заключительная
Фотографии наград предоставлены Войцехом Стела (Wojciech Stela) Польша.
(Публикация прислана нам автором. Также, данная статья была напечатана на сайте clubic.ru)