Как подделки попадают в музеи и коллекционерам. Часть 2

0
1189

Противостояние изготовителей фальшивок, с одной стороны, и сообщества музейщиков, коллекционеров и антикваров, с другой, напоминает противоборство снаряда и брони. При этом наступательные вооружения (качество изготовления фальшивок) совершенствуется быстрее, чем средства защиты (экспертиза и инструментальные методы определения фальшивок).

Часто задают вопрос: «Когда умрет нумизматика? Вариант: фалеристика, филателия и т.д.?»

Можно ответить – коллекционирование умрет тогда, когда технология позволит изготовить неотличимую от оригинала копию. Сейчас активно развиваются компьютерные 3Д- технологии, недавно я увидел как 3Д принтер печатает из специальной выжигаемой затем в муфельной печи полимерной смолы трехмерную модель со сложной детализированной поверхностью и сложной объемной формы. Отливку в серебре потом невозможно будет отличить от оригинала (имперские знаки как раз и изготавливали отливкой и монтажом мелких деталей). А если нужно отчеканить медаль или монету, то 3Д сканер соединенный со станком с ЧПУ вырежет микрофрезой новый штемпель. Микронные следы обработки затем сошлифовываются и получается штемпель для монеты качества пруф. Другое дело, что такая технология пока стоит дорого и подделка получится ценой, близкой к оригиналу, но уменьшение стоимости – дело времени.

Вы возразите – а металловедческая экспертиза на что? Отвечу – не так давно одна уважаемая нумизматическая фирма, обладающая аппаратом для неразрушающей металловедческий экспертизы провела исследование рублей Николая I, а также золотых монет и получила удивительные результаты: содержание драгоценных металлов везде было заявленным, пробирным, но лигатура отличалась даже у монет одного года одного и того же монетного двора.

Рубль Николай 1 СПБ-НI. Состояние AU. Цена: 35 000р. Источник фото: Auction.ru
Рубль Николай 1 СПБ-НI. Состояние AU. Цена: 35 000р. Источник фото: Auction.ru

Что уже говорить о монетах 18 века и ранее? А всякие надчеканки и перечеканки – их же делают на аутентичных монетах. Что стоит изготовить 3Д методом штемпель по образцу времен Алексея Михайловича и начать надчеканивать иоахимсталеры (ефимки «с признаком» стоят дорого, а талеров со львом достаточно много и они сравнительно недорогие в плохом сохране)?

«Иоахимсталер». Источник фото: ru.wikipedia.org
«Иоахимсталер». Источник фото: ru.wikipedia.org

Металловедческая экспертиза может с уверенностью установить, сделана ли вещь до «атомной эры» или позже, так как все, в том числе и мы с вами, живущие после начала ядерных испытаний, несем в себе какое-то количество радиоактивных редкоземельных изотопов с длительным периодом полураспада и эти-то следы и можно обнаружить (естественно, не на поверхности предмета). Но, как сказано выше, в качестве базы для создания «раритета» может использоваться аутентичный предмет, во вторых, может использоваться серебро того времени которое будет имитировать подделка.

Лет двадцать пять назад, когда автор статьи был начинающим коллекционером и как-то обратил внимание на человека, скупающего ювелирный лом и столовое серебро XIX века, преимущественно с пробирными клеймами и именниками. Как объяснили более знающие коллеги, это был скупщик сырья для ювелиров, изготавливающих поддельные предметы с впаиванием деталей с оригинальными клеймами. С тех пор появились и поддельные пуансоны с клеймами – недаром же теперь есть направление коллекционирования «фальшберже», то есть фальшивого Фаберже. Эти люди заведомо знают, что покупают фальшивку и даже заказывают себе какого-нибудь слоника с рубиновыми глазками, внешне неотличимого от изделия мастеров Фаберже и даже с «правильными» клеймами, но на порядок-два дешевле.

Источник фото: поисковой запрос в интернете
Источник фото: поисковой запрос в интернете

Но, возможно, сгущаю краски, рисую мрачное технологическое будущее копирования оригиналов и смерти коллекционирования под натиском фальшивок. Может быть, опасность преувеличена и все обстоит не так печально? Тогда откуда взялись поддельные яйца Фаберже на ведущих аукционах? Ведь эти предметы проходили серьезную экспертизу и обладают солидным западным провенансом. Сделать можно все что угодно, зависит только от ресурсов!

Анатолий Подшивалов, «Степанов», Doctor03

Часть 1. Как подделки попадают в музеи и к коллекционерам

Часть 3. Как подделки попадают в музеи и коллекционерам

(Публикация прислана нам автором. Также, данная статья была напечатана на сайте clubic.ru)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь