Бумажные деньги, в отличие от монет, дают простор художественным и творческим возможностям. Но их появление открыло новую эру в истории денежных подделок. В 1694 году Британия впервые выпустила бумажные фунты стерлингов на сумму 1 000 000 золотом. Это повлекло такой поток фальшивок, что из обращения изъяли однофунтовые купюры, заменив их монетами. При этом британцы продолжали методично выпускать банкноты (не меняя дизайн и степень защиты) и вешать фальшивомонетчиков. С 1697 по 1832 год казнили более 600 человек.

В Новом Свете подделки начались в XVII – XVIII вв., с появлением американских фунтов стерлингов. На них не было ни водяных знаков, ни защитных волокон. Первыми эти деньги подделывали некие Роберт Фентон и Бенджамин Пирс. В 1799 году американец Джекоб Перкинс запатентовал трудные для подделки художественные композиции. Метод получил название «американского», хотя на родине бумажных денег, в Китае, его использовали ещё в XIII веке.

К середине 1860-х гг. в США обращалось много банкнот разных штатов. Это было на руку фальсификаторам – едва ли не каждую неделю появлялись новые фальшивки, а в 1859 году в стране циркулировало свыше 4 000 видов фальшивых долларов разного выпуска и номинала. В феврале 1862 года 188 американских банков создали ассоциацию по борьбе с фальшивыми деньгами. За десять лет арестовали 434 человека, но на общем положении это сказалось мало. Унифицированные банковские билеты США выпустили в период Гражданской войны (1861 – 1865 гг.) для финансирования военных расходов. До 1869 года доллары имели черный цвет, а черно-зелеными стали в целях борьбы с фальшивками. Тогда и появилось жаргонное название долларов – «green backs» – «зеленые спинки».

США Банкнота 50 долларов 1872 год №4587 Южная Каролина UNC (26865

Россия выпустила в обращение государственные ассигнации 1 января 1769 года. Публика охотно приняла их – в обращении давно были казенные и купеческие векселя. Но векселя, в отличие от ассигнаций, выдавали с оформлением документов, исключавшем подлоги. Вскоре по Российской империи загуляли подделки; из-за которых купюры обесценивались. Тогда возник анекдот: «Вы слышали, сударь, в Москве за рубль ассигнациями дают 20 копеек серебром». – «Это ещё хорошо. Могли бы давать и по морде!».

Екатерина II принимала личное участие в разоблачении братьев Сергея и Михаила Пушкиных, которые в 1772 году купили за границей оборудование и бумагу для печатания фальшивок, но были изобличены. Указом от 25 октября 1772 года смертную казнь Сергею Сенат заменил пожизненным заключением, а Михаила отправил в Сибирь.

Особенно много фальшивых банкнот появлялось в периоды войн и экономических кризисов. Фальшивомонетничество давно стало способом экономической диверсии. В 1806 году в окрестностях Парижа выстроили фабрику для подделки банкнот Венского банка. Но вскоре Францию и Австрию связал династический брак, и выпуск австрийских фальшивок прекратили. Фабрика переключилась на фунты стерлингов, а накануне войны 1812 года – на российские ассигнации. Выполненные на высоком уровне, они имели мелкие отличия, что при неграмотном населении большого значения не имело. Подписи на «подделках» были факсимильные, а на подлинниках одна или две подписи ставились чернилами от руки. В текстах русскую букву «д» ошибочно заменили «л» – к примеру, вместо «ходячею монетою» было напечатано «холячею монетою». К 1817 году в России обращалось настоящих и фальшивых бумажных денег на 836 миллионов рублей. Борьба с подделками обходилась дорого: банки принимали их, как подлинные, а потом уничтожали.

В 1818 году по указу Александра I, для печати гербовых документов учредили «Экспедицию заготовления государственных бумаг». Изобретатель Иван Орлов предложил наносить краски на бумагу не попеременно, а все сразу, на особой машине. Подделать оттиск такой печати вручную было невозможно. В 1894 году в России ввели в употребление кредитные билеты, напечатанные орловским способом и прозванные в народе «радужными». Много фальшивок ходило в период Крымской (1853 – 1856 гг.) и Русско-японской войн 1904 – 1905 гг. В последнем случае, фальшивые русские рубли, изготовленные в Японии, появились в Корее и Маньчжурии.

Широкий размах государственное фальшивомонетничество приобрело в XX веке. В годы гражданской войны и иностранной интервенции фальшивки множились в геометрической прогрессии. Иногда было невозможно отличить подлинные купюры от поддельных. В то время ходили «Романовские деньги» 1897 – 1916 гг.; «керенки» Временного правительства; «Кредитные билеты» и «Расчетные знаки» РСФСР, а также бумажные деньги всевозможных союзных правительств, белогвардейских армий и атаманов.

В 1919 – 1920 гг. свои деньги выпускали Юденич, Колчак, Шкуро, Деникин, Центральная Рада, правительство С.Крыма, гетман Скоропадский, Петлюра, Махно, Врангель… Иногда такие эмиссии печатали за границей, например, петлюровские «гривны» в Берлине, а денежные знаки Врангеля – в Англии. Многие легально выпущенные банкноты имели весьма низкое качество. Немудрено, что при таком денежном разнообразии фальшивомонетчики не упускали случая извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

В 1922 году Госбанк начал выпуск банковских билетов в золотом исчислении. Купюры в 10 и 25 червонцев стали первыми советскими деньгами, обеспеченными золотом. Госбанк РСФСР старался оградить их от подделки. Кроме водяных знаков, нумерации и «орловской печати» применили тангирные сетки (сложное пересечение графических линий) и микрографику. Подделать червонец могли лишь высококлассные профессионалы, но таких в России после гражданской войны практически не было.

В 30-х годах ОГПУ разработала операцию «Доллар». Нужно было напечатать фальшивок на десять миллионов долларов, и «пополнить запасы валюты, необходимые для успешного выполнения пятилетки». Подделки долго не могли выявить, пока однажды простой американский клерк не счёл часть купюр подозрительными. После изучения обнаружили «неточности в изображении Бенджамина Франклина».

Фальшивыми фунтами стерлингов в конце 30-х годов промышляли и спецслужбы Германии. С немецкой скрупулезностью был налажен выпуск специальной бумаги – из турецкого льна. Для проверки фальшивок на «подлинность» в Швейцарию с партией «продукции» был отослан офицер СС, а банк информировали об английских фальшивках. Несмотря на проверку, в Швейцарии подделок не обнаружили. Перед нападением на СССР типография начала выпуск рублей. В 1942 – 1945 годах типография концентрационного лагеря Заксенхаузен под присмотром штурмбанфюрера СС Бернгарда Крюгера, отпечатала фальшивок на сумму 134 610 810 фунтов стерлингов. В конце войны мастеров расстреляли, а оборудование утопили в озере Теплиц. В результате наводнения страны «продукцией Бернгарда», банк Англии в 1945 году выпустил новые пятифунтовые банкноты и изъял из обращения старые, полагая, что бóльшая их часть поддельна. В отместку, после разгрома фашизма, немецкому правительству запретили печатать деньги на своей территории. До 1955 года деньги для ФРГ печатали в Лондоне – офсетной печатью и без водяных знаков. В итоге, как и следовало ожидать, в Германии обращалось множество фальшивых купюр.

Редкая 10 марок 1949 г R9149518R AUNC

Самый известный фальшивомонетчик СССР – Виктор Баранов. 12 лет он делал клише, подбирал краску и бумагу. Создав печатный станок, он в 1975 году начал печать самых трудных для подделки банкнот: 25-рублевых и 50-рублевых. Гознак принял его фальшивки за свою продукцию, но напечатанные с нарушением технологии; их обнаружили в 68 городах СССР. Попался Баранов в 1977 году. За два года он изготовил 1 249 купюр по 25 рублей и 46 по 50 рублей на общую сумму 33 545 рублей. Баранов получил 12 лет лишения свободы, а в музее МВД ему отведен специальный стенд.

Годы идут, усложняется дизайн и производство монет (например, появились биметаллические монеты и монеты со скрытым изображением), меняется степень защиты банкнот, появляются новые технологии печати… но и фальшивомонетчики не стоят на месте. По данным 2006 года, из 750 миллиардов американских банкнот около 450 миллиардов обращается за пределами США. Фальшивых из них около 70 миллионов – т.е. на каждые 10 тысяч американских банкнот приходится одна подделка.

За первый квартал 2007 года в России выявили 26 080 фальшивых российских купюр. Большая часть – купюры номиналом 1 000 рублей (23 742 штук). Затем идут 100-рублевки (1065 штук) и 500-рублевки (876 штук). Всего из оборота изъято фальшивок на сумму 25 миллионов рублей. В среднем, на каждые сто тысяч банкнот приходится 1 – 2 фальшивые. Для сравнения, в странах ЕС на сто тысяч банкнот – 5 фальшивок. Однако неофициально специалисты считают, что большую часть российских подделок составляют пятирублевые монеты, штампующиеся на металлургических заводах. Масштабы таких выпусков оценить сложно, поскольку монеты, в отличие от купюр, не инкассируются, и отличаются от подлинника лишь весом и толщиной плакирующего покрытия, что не всегда легко определить визуально.

В 1996 – 1998 гг. в Украине выявлено и изъято почти 30 тысяч фальшивых банкнот национальной валюты на сумму около 700 000 гривен. Процент выявленных поддельных гривен относительно общего объема наличности постоянно повышается и составляет уже около 0,01% (в развитых западных странах он составляет 0,13 – 0,015%). В 1998 году зафиксировано появление фальшивых 10 и 20-гривневых банкнот 1992 года выпуска – фальсификаторов подкупила облегчающая подделку непритязательность дизайна. Чаще всего подделывают 1, 2, 5-гривенные банкноты, изготовленные по упрощенной технологии ради уменьшения их себестоимости. Как и прежде, всплеск поддельных денег происходит с вводом в обращение новой банкноты – пока люди не успели как следует её изучить. Каждый год в стране ликвидируется около 30 подпольных мастерских, изготовляющих фальшивые деньги.

Время от времени появляются «полунастоящие» банкноты – когда на подлинной банкноте дорисовывают «недостающие» ноли, а иногда меняют цвет купюры и наклеивают «нужный» портрет. Если подделка сделана на ксероксе или принтере, то легко распознается. Несмотря на то, что качество капельно-струйных принтеров улучшается, изображение все равно нечетко и расплывчато.

Цветные лазерные принтеры и копировальные аппараты работают по принципу электрографии. Сделанные на них копии качественны и ярки, краска не смывается водой. Но у таких денег блестящая поверхность и неточная цветопередача. Изображение часто состоит из мелких точек трех цветов (или четырех, если на четырехцветном) – желтого, красного, синего и черного. Но это видно только при увеличении. Краска ложится на бумагу толстым слоем, на перегибах осыпается. Кроме того, такие аппараты оставляют на копиях скрытые метки, образующие двоичный код. Отключить механизм оставления меток невозможно – попытка ведет к немедленному отказу прибора.

Следующий прием фальшивомонетчиков – трафаретная печать, или шелкография. Слой краски на таких купюрах, очень плотный, изображение чувствуется на ощупь, четкость низкая. При рассмотрении видны зубчатые края штрихов, а при увеличении – их сетчатая структура, похожая на паркет. Использование офсетной печати дает вполне качественную «продукцию». Такая печать не смывается водой, толщина слоя краски невелика, сквозь него просматриваются бумажные волокна, нет следов неизбежной при печати деформации бумаги.

Как же отличить фальшивку от оригинала при отсутствии особых банковских приборов? Если какая-либо купюра вызывает сомнение в своей подлинности, то «разобраться» с ней лучше всего с увеличительным стеклом (4 – 8 крат). На купюре не должно быть расплывшейся краски и глянцевого блеска, изображения должны быть четкими, а составляющие их линии – сплошными, не состоящими из точек.

Подделку проще выявить, если рядом положить настоящую купюру и сравнить их, помня о главных элементах защиты банкноты.

Простой просмотр на просвет позволяет убедиться в наличии (отсутствии) водяного знака и защитной полосы с микротекстом.

1. Водяные знаки. Большинство подлинных купюр имеют многотоновые водяные знаки, неодинаковые по толщине, содержащие свет, тень и полутень. Водяные знаки на фальшивке обычно темнее и почти не имеют светлых участков.

2. Буквы и цифры серийного номера должны располагаться на одной линии, расстояния между цифрами и размер знаков номер – быть одинаковыми. На поддельных банкнотах буквы и цифры серийных номеров часто неровны. Серийный номер должен иметь характерные признаки высокой печати.

3. Рельеф. На подлинных купюрах основные рисунки рельефны, что определяется на ощупь. В фальшивых купюрах рельеф имитируется тиснением, т.е. выступает бумага, а не краска.

4. Латентные изображения. Подлинные банкноты содержат т.н. латентные, или меняющиеся изображения.

5. Краска-хамелеон. На многих банкнотах (в 90 странах мира) есть изображения, сделанные специальной краской – OVI («овиай»). Эта краска меняет цвет в зависимости от угла зрения. Этот элемент на подделках, как правило, не меняет свой цвет. Правда, OVI можно нанести печатными станками, поскольку краска есть в продаже, но пока случаев её использования не выявлено.

6. Защитные двухцветные флуоресцентные волокна, как правило, синие и зеленые, вплетены в бумагу и заметны, при просмотре банкноты на просвет. На поддельных банкнотах эти волокна лежат на поверхности бумаги.

7. Защитная нить. Вертикальная полоса микротекста с указанием номинала – он должен соответствовать указанному на купюре. Как правило, на подделках она практически не читается. Эта нить кодированная, и кассиры с помощью детекторов определяют подлинностью купюры. Микротексты видны при увеличении; на фальшивках же они отсутствуют. Меняются и совершенствуются средства защиты денег, но растет и мастерство фальшивомонетчиков. Поэтому, чтобы достоверно убедиться в подлинности банкноты, следует принимать во внимание не один – два, а всю совокупность признаков.

Олещук А.Р Феодосий_2

(статья прислана нам автором, также, данная статья была размещена на сайте www.museum-of-money.org)

Посмотреть, купить или продать банкноты можно на интернет-аукционе в специальной категории: Банкноты, акции, облигации, лотереи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь