Один из русских экспертов дома Сотбис в интервью еженедельнику «АиФ» в номере 31 – 2005 г. заявил, что на антикварном рынке РФ обращается до 70% подделок, причем даже музеи и солидные аукционные дома, несущие ответственность за проданные предметы, считают допустимым до 10% подделок среди своих предметов (эта величина и закладывается в страховку).

Особенно плохо дело обстоит с живописью. В музеях и коллекциях насчитывается около 15 тысяч полотен Айвазовского, тогда как за всю жизнь этот плодовитый художник не написал и 5 тысяч картин. Он вспомнил некоего Сереженьку, который так виртуозно подделывал Коровина, что и в музеях висят его картины в качестве оригиналов. Да что и говорить, в сталинские времена художник В. Яковлев писал копии мастеров Возрождения так мастерски, что они уходили на Запад вместо подлинников под видом распродажи фондов советских музеев. Но Яковлев все же схулиганил – под слоями краски на своих копиях он писал матерные слова и через несколько десятилетий, когда появилась экспертиза в инфракрасных лучах, эти «знаки качества» проявились. В связи с этим как не вспомнить голландского художника Ван Меегерена, который обманул самого Германа Геринга, продав дилеру рейхсмаршала поддельного Вермеера, которого он написал, как и десятки других подделок. Когда после войны его привлекли к суду как коллаборациониста, продававшего национальное богатство Нидерландов врагу, он попросил краски и кисти, и создал еще одного «Вермеера» прямо в камере. После этого получил всего один год за мошенничество, а грозило минимум пятнадцать, а то и смертная казнь…

Теперь о фантазиях. Мэтр польской фалеристики Войцех Стела (Wojciech  Stela), любезно поделился своими соображениями по поводу фальшивок. Он считает, что приведенные ниже фотографии польской союзнической медали и Креста Храбрых – самые настоящие подделки, так как имеют целью выманивание денег у простодушных коллекционеров. По моему мнению, все же это не фальшивки, имитирующие с той или иной степенью достоверности имеющиеся оригиналы, а фантастические знаки, то есть награды, никогда не существовавшие в реальности, и тем не менее, многие принимают их за настоящие награды.

Польская союзническая медаль
Польская союзническая медаль

Известно, что после Первой мировой войны страны-победительницы выпустили медали в честь этого события для награждения участников войны. Инициатором выпуска медали был французский маршал Фош. Тогда же было установлено, что медаль изготавливается из бронзы диаметром 36 мм и носится на единой для всех стран ленте, представляющей собой двойные радуги в зеркальном отображении друг к другу, при этом красные полосы радуги сливались по центру, а фиолетовые как бы обрамляли ленту. Изображения аверса могла устанавливать каждая страна: от крылатой богини Ники стран Антанты до японского божества. Надпись на реверсе была более однообразной и гласила «Великая война за цивилизацию» на языке каждой страны, с небольшими вариациями. Медали изготавливались в период от 1919 до 1922 г.

Всего в антигерманской коалиции было 18 стран, 14 из них отчеканили эту награду. Как известно, в Первую мировую войну не было Польского государства, поляки воевали как в войсках Российской империи, так и в войсках Австро-Венгрии. Россия заключила сепаратный мир, Австро-Венгрия вообще была противником антигерманской коалиции, так что ни о какой польской медали за Победу в Великой войне быть не должно по определению. Тем не менее, в Канаде в 1990-х годах была изготовлена медаль с надписью на реверсе по-польски. Стоимость ее доходит до 200 долларов. Но это фантастическая награда, которая может быть отнесена к подделкам, так как ее продажа преследует корыстные цели. Дело дошло до того, что она упоминается в Википедии — в русском варианте этого, с позволения сказать, «справочника» она вообще указана как Чехословацкая награда (?!).

Скриншот из ru.wikipedia.org
Скриншот из ru.wikipedia.org

Что же, чехи тоже воевали в Антанте? Нет, они воевали на противоположной стороне – в войсках Австро-Венгрии. Хорошо хоть венгры не удосужились записать себя в страны-победительницы и выпустить соответствующую медаль. Впрочем, кто знает? Возможно, что скоро мы увидим и этот «раритет».

Вторая фантастическая польская награда – Крест храбрых с датой 1939. Крест храбрых – популярный предмет коллекционирования, существует большое количество разновидностей этой награды, но вот крест с датой 1939 официально никогда не выпускался. На этот счет нет никаких документов. Автор-изготовитель награды с датой 1939 также неизвестен. Это – фантастика, как говорилось в одной популярной рекламе одного популярного плавленого сыра.

«Крест храбрых» 1939г.
«Крест храбрых» 1939г.

Так чем же считать фантастические награды? Одно – если продавец честно предупреждает о том, что это фантастика. Другое дело, если он выдает предмет за оригинал, а то и за раритет. В этом случае выход один – учитесь, изучайте каталоги, спрашивайте опытных коллег. Иначе будете учиться на своих ошибках, а лучше учиться на ошибках других (безопаснее для собственного кошелька). Поскольку тема фальшивок актуальна и будет актуальна всегда, пока есть хотя бы два коллекционера, то мы приглашаем уважаемых коллег к дискуссии на эту тему.

Анатолий Подшивалов, «Степанов», Doctor03

Часть 1. Как подделки попадают в музеи и к коллекционерам

Часть 2. Как подделки попадают в музеи и к коллекционерам

Часть 3. Заключительная

Фотографии наград предоставлены Войцехом Стела (Wojciech Stela) Польша.

(Публикация прислана нам автором. Также, данная статья была напечатана на сайте clubic.ru)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь