Фарфор Meissen – предмет восхищения монарших семей и коллекционеров

0
19005

До появления мануфактуры Мейсен фарфор в Европу поставлялся прямиком из Китая, это было дорогое удовольствие даже для самых богатых домов Старого света. В 1709 году один немецкий алхимик впервые создал фарфор, который не уступал по качеству китайскому, это была сенсация для того времени. В 1710 году в саксонском городке Мейсен (наст. время Майсен) была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура. Первый европейский фарфор отличался крепостью материала и тонкой звонкостью при легком ударе, технология изготовления держалась в строжайшем секрете.

В течение 7 лет, после открытия мануфактуры, разрабатывалась синяя подглазурная краска на основе кобальта, за изобретение полагалось щедрое вознаграждение. В настоящее время у мануфактуры имеется более 10 000 секретных рецептур по изготовлению краски. До середины 18 века художники мануфактуры использовали китайские мотивы в росписи, копировали уже имеющиеся работы азиатского фарфора, но затем начали изображать цветы и сюжеты из жизни современников.

Фарфоровые изделия Мейсон со скоростью света покоряли сердца европейцев, за них готовы были отдавать баснословные деньги. Расцвет приходится на середину 18 столетия: изысканные фигурки, скульптура, вазы, туалетные принадлежности, столовые сервизы  балом правит стиль рококо. Среди заказчиков европейские монархи и самые богатые семьи Европы.

Особенно много заказов было из Российской империи. На фабрике даже были особые дни, в которые работали только над заказами из России. Среди поклонников “белого золота” были Екатерина II, князья Юсуповы, графы Строгановы, уже позже Карл Фаберже. Ввиду большого спроса на фарфор из Германии в конце 18 века, в крупных городах Российской империи были созданы целые склады с продукцией Meissen. Всего с 1745 по 1902 годы Мануфактура Мейсен выполнила три крупных государственных заказа. Первый  подарок к свадьбе Екатерины II и Петра III. Второй  “Большой Русский заказ Екатерины II”, это поистине самый впечатляющий заказ, сделанный на мануфактуре и вошедший в ее историю. Суть заказа была в том, чтобы один из павильонов дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума был украшен 40 фигурными композициями из фарфора. Все эти фигурные композиции в аллегории так или иначе прославляли достижения правления самой императрицы. Композиция оставалась в Ораниенбауме до 1917 года. После революции часть композиции была повреждена, а часть украдена. Третий  заказ, посвященный “Русскому балету” Сергея Дягилева. Таким образом русские заказы были масштабными, дорогими и поражающими своей задумкой.

С 1722 года все фарфоровые изделия Мейсен стали защищаться клеймом в виде скрещенных синих мечей, которое наносится вручную кобальтовой краской под глазурь. В 1723 году к мечам добавили буквы KPM, а для коронованных особ использовали особое клеймо  AR (Augustus Rex). Работы с этим клеймом особо дорогие и редкие, и они хранятся в музеях. Поначалу клинки мечей были прямыми, но затем немного округлились, в конце 18 века между мечами появилась точка, этот период иногда называют ”точечным”, а в начале 19 века вместо точки появляется звездочка. В 20-м столетии к мечам добавилось название самой мануфактуры.

Фарфор из Мейсена не теряет своей актуальности и сегодня. Коллекционеры со всего мира охотятся за произведениями фарфоровой мануфактуры. Мастера фабрики предпочитают сохранять традиции, как и 300 лет назад, фарфоровые изделия изготавливаются только вручную. В коллекции Meissen более 200 тысяч позиций, а фарфоровые изделия Meissen представлены в самых известных музеях и дворцах мира.

Виктория К.

На Auction.ru представлен фарфор Meissen от 18 до 20 веков, как по фиксированным ценам, так и на аукционах от 1 рубля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь