Технологии времен Российской империи не позволяли широким слоям населения заниматься фотографией. Зачастую оборудование было дорогим и весьма громоздким. После прихода к власти большевиков, те попытались решить проблему, но видели ситуацию со своей колокольни, и поначалу скорее навредили, чем помогли промышленности.
Руководство бывших частных предприятий, перешедших под крыло государства, не было лично заинтересовано в выпуске качественной продукции. К тому же, не хватало сырья в условиях Гражданской войны и последовавшей разрухи 20-х годов. В итоге сложилась очень странная ситуация: в СССР всячески поддерживалось движение фотолюбителей как очень мощный инструмент коммунистической пропаганды, но самих фотоаппаратов на рынке катастрофически не хватало.
Например, московская трудовая артель «Фототруд» выпустила за 1929 год всего 29 штук «ЭФТЭ-1» (редких в наши дни) вместо положенных по плану 500 экземпляров. В то же время массово печаталась литература для фотолюбителей, в том числе брошюры с инструкциями по самостоятельному изготовлению фототехники. Разумеется, это не имело большого успеха, ведь лишь немногим хватало умения справиться с этой нелегкой задачей.
В 30-е годы советская промышленность совершила гигантский скачок. Если в начале десятилетия мы не нашли бы на прилавках отечественных фотообъективов (импортные товары не допускались на рынок), то к началу Второй Мировой войны насчитывалось более 70 видов этой продукции. Конечно, далеко не все могли приобрести запчасти к дорогим фотоаппаратам вроде «ФЭД» или «Спорт», но бюджетные модели «Смена» и «Малютка» оказались вполне доступны гражданам.
Война СССР с гитлеровской Германией больно ударила по фото-индустрии: почти все ресурсы уходили на военные цели. То же оптическое стекло использовалось при выпуске прицелов для истребителей и снайперских винтовок. Заводы по производству фототехники в основном снабжались по остаточному принципу.
После завершения Великой Отечественной войны сказывалось влияние трофейных немецких фотоаппаратов.
Увидела свет складная камера «Москва» и «Комсомолец» зеркального типа с необычной конструкцией, включавшей два объектива.
В 1952 году в продаже появился знаменитый «Зенит», очень полюбившийся советским любителям фотографии. А в последующее десятилетие наступила золотая эпоха фото-индустрии СССР: к концу 60-х промышленность выпускала множество моделей, так что объем продукции превышал спрос у населения.
В 70-х качество производства несколько просело, что вызывало недовольство покупателей. Но тем приходилось мириться с таким положением вещей, ведь реальной конкуренции в Советском Союзе не было – иностранные товары практически не допускались на рынок.
Отсутствие нормального регулятора экономики по типу «спрос-предложение» порождало то перепроизводство, то дефицит фотоаппаратов. На закате истории СССР выпускались в основном простые и недорогие модели, чтобы фабрики гарантированно укладывались в план.