Павел I — сам по себе личность неоднозначная и для историков до сих пор спорная. Его задумки и планы, некоторые воплощенные, некоторые так и не сбывшиеся, и сейчас, сквозь прошедшие два столетия, дают повод для горячих дискуссий и споров как среди серьезных исследователей, так и в среде простых любителей истории России. Да что там, вся его жизнь, начиная от тайны рождения (кто же все-таки отец?) и заканчивая таинственной трагической смертью — одна большая головоломка, главный вопрос которой: кем же он был, Павел I? Дальновидным человеком с изрядной долей романтики и авантюризма в сердце, или безумец, дорвавшийся до трона?
Павел I Художник Щукин С. С. 1799г.
Интересный и необычный след оставило короткое царствование Павла Петровича и в нумизматике. Об этом мы и расскажем в этой статье, перемежая и дополняя сухие известные факты примерами и сравнениями, которые, надеемся, будут интересны нашим читателям.
Итак, 1796 год. Смерть Екатерины Великой. На трон всходит наследник, уже было потерявший всякую надежду на право называться императором, наследник, призрение к которому не скрывало окружение покойной императрицы, издевки, грубость, колкие шуточки в отношении цесаревича были в ходу у многочисленных фаворитов Екатерины. Но вот он на троне. Он император. Не будем углубляться в политику и дворцовые интриги, наш интерес — нумизматика. И через эту призму мы и взглянем на далекий 1796 год.
Екатерина II оставила своему приемнику удручающие финансовое положение дел в России. И все благодаря своему последнему фавориту, Платону Зубову и его «гениальному» плану понижения курса медных монет.
Павел, при взошествии на престол, тут же отменил эту реформу. Мы можем наблюдать все эти реформные переделы на медных монетах, так называемых «павловских перечеканах», где из-под пятаков с вензелем Екатерины проглядывают следы десятикопеечника с датой 1796.
Но вернув меди ее привычный вес, номинал и стоимость, Павел не отказался от собственных нововведений, результатом чего стала доселе невиданная, совершенно отличающаяся от ранее ходивших в обращении, монета.
«Банковский» рубль.
Изучим его подробно.
Банковский рубль
Начнем с того, почему он «банковский». Внизу, по сторонам орла, мы видим буквы Б и М. Это обозначение Банковского монетного двора, располагавшегося в здании Ассигнационного банка в Петербурге. Двор этот имел статус временного, так как на тот момент у правительства были грандиозные планы по постройке нового и современного монетного двора, с привлечением инженеров и конструкторов из Европы. Однако, несмотря на его «временность», продукция из под его чеканных станов выходила вполне качественная.
А теперь о целом ряде новшеств, отличающих эту монету от предшествовавших ей рублевых монет:
- Вес и проба. Рубли Екатерины II имели средний вес около 24 грамм, и имели 750 пробу. У банковской же монеты проба была 868, а вес 29, 25 грамм, что соответствовало параметрам альбертусталера. Таким образом Павел решил приравнять рубль к этой европейской монете, дабы облегчить расчеты при международной торговле. Забежим вперед, и с сожалением констатируем: ничего хорошего из этой затеи не вышло, а лишь дало новое поле деятельности для валютных спекулянтов.
- Изображение на монете. Если гербовая сторона была вполне традиционна (державный двуглавый орел, год чеканки) за исключением отсутствия обозначения номинала, то портретная сторона…. Портретная сторона попросту отсутствовала, что было совершенно необычно для традиции русской граверной школы. Вместо привычного портрета царствующей особы, поле монеты украшал квадрат, вписанный в картуши, а внутри него библейское изречение: НЕ НАМ/НЕ НАМ/А ИМЯНИ/ТВОЕМУ.
Почему-же не портрет? И почему именно этот девиз?
Существует мнение, что Павел Петрович комплексовал из-за своей внешности, а именно из-за своего вздернутого носа, формой напоминающего картофель. И поэтому, он якобы, наотрез отказывался размещать свой профиль на монете. Версия вполне логичная и разумная, но есть несколько нюансов, о которых нельзя не упомянуть.
Во-первых, среди монетно-медальных портретов Павла I, есть очень удачные работы, где идеализированное изображение императора выполнено так, что курносость вовсе незаметна.
Например, портрет на коронационной медали. Прекрасная работа, плод совместного сотрудничества искусных граверов Карла Леберехта, Карла Мейснера и супруги императора, Марии Федоровны.
Да, императрица Мария Федоровна, урожденная София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, имела склонность к граверному искусству. Ее руке принадлежат несколько великолепных медальных работ, техникой исполнения не уступающих медалям опытных и именитых мастеров.
Во-вторых, возвращаясь к коронационной медали, нельзя не отметить, что изображение Павла Петровича, выполненное на ней, вполне гармонично бы смотрелось и на рубле регулярного чекана. Однако этого не случилось, и возможно дело вовсе и не в критичном отношении императора к своему образу, а в желании изменить решительно все заведенные традиции, бытовавшие в царствование его матери? Порядки, набившие оскомину тому, кто так долго ждал самостоятельности и независимости, терпел выходки любимчиков двора и ждал своего часа? И результат этого ожидания — новшества во всем, даже в новом виде монет?
Теперь о девизе, являющимся главным, центральным элементом реверса монеты.
НЕ НАМЪ/НЕ НАМЪ/А ИМЯНИ/ТВОЕМУ — это девятый стих 113-го псалма Давида, в немного сокращенном виде. Многие коллекционеры ошибочно полагают, что эта фраза на монете — девиз мальтийского рыцарского ордена, гроссмейстером которого был император Павел I. Но это заблуждение. Девиз мальтийского ордена звучит как PRO FIDE (т. е. ЗА ВЕРУ), к тому-же, Великим Магистром Ордена он стал только в 1798 году, а девиз на монетах появился в 1796. Что побудило Павла Петровича сделать именно это библейское изречение лицом монет — теперь можно только догадываться и предполагать.
Если для России вид новой монеты был непривычен, то европейцам напротив, внешность павловского рубля должна была навевать ассоциации с надежностью и стабильностью, ведь вся эта композиция: квадрат в картушах, центральная надпись — не что иное, как скопированный практически один в один рисунок аверса золотого нидерландского дуката, самой распространенной золотой монетой того времени. Можно сказать без преувеличения, что дукат этот являлся на тот момент универсальным финансовым инструментом, принимаемом в качестве платежа во всем мире.
Аверс золотого дуката
Ближе к середине 1797 года внешность монеты меняется. Место державного орла занимает монограммный крест, составленный из букв П, увенчанных короной, и круговая надпись МОНЕТА ЦЕНА РУБЛЬ 1797. Вес и проба сохранены те же, что и у банковского. Среди нумизматов эта монета называется «утяжеленным» рублем.
«Утяжеленный» рубль»
Эта монета — свидетельство упорного желания Павла уровнять российский рубль с европейским альбертсталером. Помимо банковского и утяжеленного рубля, которые хоть и нечасто, но встречаются в частных и музейных коллекциях, в продажах на аукционах, в 1796 — 1798 годах на монетном дворе были изготовлены и другие монеты, цель которых — равное и свободное хождение с талерами. Это прежде всего пробники рублей и ефимков, с малыми и большими вензелями, портретные, выполненные в разных вариантах и сочетаниях штемпелей. К сожалению, они так и остались пробниками, не вышедшими в тираж, проектами, которым было не суждено сбыться.
А в 1798 году появляется монета, чеканенная уже полноценным большим тиражом, а ее вес 20,73 гр. и 868 проба надолго становятся стандартом российского рубля, и изменяются лишь в 1886 году.
Монеты эпохи императора Павла I можно посмотреть, купить или продать на интернет аукционе в специальной категории:1796-1801 (Павел I )
Алексей Шлыков
Редактор альманаха «Деньга»
Автор нумизматического проекта Полполушкин