Русские фигурные бутылки и их производители

1
737

Здравствуйте! Я Андрей Ушаков, автор вышедшей два года назад книги «Русские фигурные бутылки».

Эта книга, первое издание о русских фигурных бутылках, стекольных заводах, производивших их и фирмах производителей алкогольных напитков, которые разливали в такие бутылки свои напитки.

Книга писалась для коллекционеров стекла, но оказалось востребована для более широкого круга. К ней проявили интерес работники музеев, владельцы антикварных магазинов, преподаватели и сотрудники различных институтов и др.

В настоящее время я работаю над переизданием книги с учетом замечаний и пожеланий наших и зарубежных коллекционеров.

Дорогие читатели, жду Ваших откликов, замечаний о публикуемых материалах, сообщений о предметах в Вашей коллекции, целых коллекциях, которые Вы хотели бы описать, и др.

Прессованное стекло (также тиснёное стекло) — технология производства стекла, широко использовавшаяся в XIX веке. Одним из пионеров технологии была американская Бостон энд Сандвич гласскомпани, которая после изобретения прессовыдувательных машин освоила выпуск таких изделий уже в 1820-х годах. В 1830 годах в США, а затем во Франции появляются фигурные бутылки, изображающие бога Юпитера, бюсты Вашингтона, Наполеона, Вольтера. Просто бутылки в виде ананаса, лиры, фигур дельфинов, красивого фонтана.

Бутылки Лира и Юпитер, иллюстрации из книги Вагнера «Бутылки с сюжетом»

Бутылки Наполеон, Вольтер, Вашингтон и Фонтан из книги Вагнера

В России практически весь ХIХ век прошёл под влиянием Франции, тогдашней законодательницы мод. Французский язык был обязательным для представителей русского дворянства, французские одежда, повара, напитки считались эталоном. Также обстояло дело и с фигурными посудами — бутылками. В книге заместителя директора Государственного исторического музея Н.А. Ашариной «Русское стекло» при сравнении прейскурантов российских и европейских заводов делается вывод о том, что, приобретая за границей прессы, русские заводчики покупали и пресс-формы к ним.

Так, вместе с импортным оборудованием в России появились и модные фигурные бутылки французской марки «Depose» (утверждённый образец).

Клеймо ставилось в донной или нижней части бутылки.

Увлекательным рассказом об истории французских фигурных бутылок является книга Жерара Вагнера «Бутылки с сюжетами».

(книга GerardWagnera «Lesbouteilles a sujet», изданная в 2007 г. давно уже стала библиографической редкостью и ее цена на сайте EBAY достигает 400 евро.)

Многие приведённые там фигурные бутылки, в том числе«Troisdauphins», «TroisamoursporteGlobe», «Ceresoulafortune», «Mains» и другие продавались с русскими алкогольными напитками и клеймом «Depose», а позже — и без него, под русскими названиями — «Рыбы держат землю», «Дети держат Землю», «Богиня плодородия» и «Рука Бекмана».

Французские бутылки «Troisdauphins» и «TroisamoursporteGlobe» и русские бутылки «Рыбы держат землю» и «Дети держат землю», все с хлебным вином высшего качества Торгового Дома братьев Елисеевых.

Русские бутылки «Рог изобилия» и «Рука Бекмана», французские «Ceresoulafortune» и «Mains».

Французские бутылки, закупаемые за границей или выпускавшиеся на наших заводах по импортным формам имели марку «Depose» и кратный метрический объем 1, 0,75 и 0,5 литра. В дальнейшем формы бутылок были доработаны под российскую систему мер, на 1\20 и 1\40 ведра или 0,615 и 0,3075 литра и выпускались с клеймом «АЛТ», «БрК» или вообще без каких либо клейм.

Заказ полюбившихся российскими производителями стекла форм осуществлялся на отечественных механических заводах, изготавливающих такие формы, которых, согласно справочнику Л.К.Езиоранского «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи», было всего три, один — в Санкт-Петербурге, два — в Москве.

Таким образом, условиями изготовления фигурных посуд не в единичных экземплярах, а в промышленном масштабе являлись: развитая структура предприятия, возможность закупки зарубежного специализированного оборудования и пресс-форм к нему или заказ их на российских литейных заводах, а также наличие высоко квалифицированных специалистов.

В рекламных текстах того времени, призванных увеличить продажи тех или иных напитков, разлитых в фигурную посуду, упоминались только производители алкоголя, а производители посуды, то есть стеклозаводы, не упоминались вовсе. Не выделялись производители фигурных посуд и в справочной литературе — у Ашариной и Езиоранского в их каталогах, в разделах о продукции стекольных заводов Костерёвых и Ликфельда, точно выпускавших в то время фигурные бутылки, упоминается лишь производство бутылок вообще. Разобраться в этом вопросе помогает неоднократно подтверждавшееся в России «Положение о клеймении стеклянной посуды».

 

Неукоснительно это Положение соблюдалось прежде всего в отношении пивных бутылок, поскольку было это в интересах производителей как пива, так и стекла. В то время пиво не было продуктом долгого хранения, и поскольку стекольные и пивоваренные заводы находились, как правило, в одном регионе, пивные бутылки принимались для повторного использования, то есть становились многооборотными. А наличие клейм на них упрощало процесс сортировки.

Примеры пивных бутылок братьев Костеревых для различных Российских пивзаводов. Все, как и бутылки других стеклозаводчиков, имеют клеймо в донной части.

Для винной, водочной и другой посуды «Положение о клеймении» хоть и не столь тщательно, но тоже соблюдалось, поэтому на части бутылок, в том числе и фигурных, имеются клейма заводов-производителей. Хотя видов подобных клейм на дореволюционных фигурных бутылках совсем немного — чтобы пересчитать их, хватит пальцев одной руки. Остановимся на двух, наиболее редко встречающихся.

Первое — «АВ», клеймо Тороповического завода А.М.Варшавского, существовавшего уже 1869 году и перешедшего в собственность А.Р. Ликфельда в 1881 году.

 

Второе — «AD», клеймо завода К.Э. Мартэна и А.Ф. Дютфуа, основанного в Москве, на Сущевском валу в 1864 году.

Завод выпускал хрустальную и стеклянную посуду с гранью, парфюмерную, аптекарскую и столовую посуду, а также известны немногочисленные образцы фигурной посуды. Примером может служить бюст поэта Т.Г. Шевченко, выполненный в виде бутылки на 1/40 ведра с соответствующей надписью на постаменте и клеймом «AD» на донышке, который хранится в фондах Государственного исторического музея.

Но выпуск фигурных бутылок ни на заводе А.Ф.Дютфуа, ни на заводе А.М.Варшавского, работавшего во времена становления производства такой посуды, не носил массового характера.

В ряде случаев, при отсутствии клейма о заводе производителе фигурной посуды, или по крайней мере о его местонахождении можно судить по надписям на изделиях.

Примером могут служить две бутылки  «Рог изобилия» или «Девушка Смирнова», русского стандарта в 1\20 ведра. В донной части «Visniewski» и «Lodz».

Согласно справочнику Езиоранского, в начале 20 века в Варшавской губернии работало 13 стекольных заводов. Производство фигурной посуды на территории Польши подтверждается и каталогом Стекольного завода Зомбковицы за 1910г. с изображением фигурных пробок к бутылкам, выпускавшимся предприятием.

Другая известная бутылка «Револьвер», закупаемая как во Франции, так и выпускавшаяся на русских стекольных заводах.

Из коричневого стекла французская бутылка «Revolvers», с маркой «Depose» и русская бутылка без клейма с Дворянском вином высшего качества Торгового Дома братьев Елисеевых.

В коллекции присутствует такая-же бутылка – револьвер, прозрачного стекла без клейм, но с надписью — «Рига», свидетельствующая о производстве на одном из заводов Лифляндской губернии.

Такие фигурные бутылки без клейм, но с надписями довольно редки и нельзя говорить об их производстве в промышленном масштабе и их чисто русском характере, тем более, что эти бутылки, копии с французских образцов, а сами эти губернии были достаточно самостоятельными, и после 1917 года вышли из состава России.

Только о трёх русских стекольных заводах, упоминающихся в специальной литературе, в прейскурантах самих предприятий, имевших на своих изделиях соответствующие клейма, можно говорить как о производителях фигурных бутылок в промышленном масштабе.

Андрей Ушаков, BottleCollector

Посмотреть, купить или продать старинные бутылки можно на интернет-аукционе в специальной категории: Бутылки

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо за книгу. Маленькая поправка.
    «Второе — «AD», клеймо завода К.Э. Мартэна и А.Ф. Дютфуа, основанного в Москве, на Сущевском валу в 1864 году.»
    Мартен Клавдий ВАРФОЛОМЕЕВИЧ. (возможно Э — у Вас просто опечатка)
    Он первый владелец и основатель завода.
    Клеймо AD относится к Арману Фридриховичу Дютфуа, следующему владельцу предприятия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь