Коллекционирование — известная с древнейших времен деятельность человека, и к нашему времени приобретшая массовое явление. Это не бездумное собирание, хотя многие серьезные и состоявшиеся коллекционеры, могли начинать с этого. Конечно это более глубокое действие, включающее поиск, атрибуцию, оценку, систематизацию, формирование, хранение, изучение, пополнение. Коллекционирование включает в себя сотни предметно-тематических рядов, и не это является нашей сегодняшней темой.
Сегодня речь пойдет о болезненной темой для многих коллекционеров — последующая судьба их собрания. Мало кто хочет, чтобы коллекция, собираемая годами, являющаяся важнейшим интересом в жизни, была разбита, пущена с дешевого молотка и распылена по миру. И это не худший сценарий. Но, по порядку.
Откуда у меня интерес к этой теме? Он прозаичный и возник на основе одного жизненного рассказа. Я беседовал с владельцем известного в моем городе антикварного магазина.
Расскажу от первого лица, ну может быть, не дословно: «Приходят ко мне, как-то раз две женщины, мать и дочь. Принесли боны, несколько пачек купюр по СССР и ранней России. Просмотрел, не мега интересные, но очень хорошее состояние и немного номеров подряд. Оценил, предложил, их устроило. И тут, они берут деньги, глядят, то на них, то на меня и вот слова: «Ничего себя, даже денег стоят, может быть и остальное чего-нибудь да стоило?». Тут, конечно, интерес зашевелился, спрашиваю, мол, что оно такое остальное? И здесь, они мне рассказывают такое, что меня пригвождает к стулу и выражение: «Волосы на голове зашевелились» перестало казаться чем то непознанным.
История такая. Их муж и отец много лет работал главным инженером, затем директором крупного производственного объединения. Объединение поставляло свою продукцию по всему миру, начиная с советских времен. И он был коллекционером, собирал фарфоровые статуэтки. Собирал их больше 40 лет. И вот, из каждой поездки по СССР, странам Соцблока и капиталистическим странам, а таких поездок было очень много, он привозил статуэтки и не по одной. Причем, особенно любил антикварные, с историей, советские покупал все, какие были в каталогах, выписывал с заводов.
Ну и что же, вся их квартира оказалась заставленной статуэтками всех производителей, эпох, стилей, направлений. Шкафы, стеллажи, полки, комоды, все было занято статуэтками. Вещи, которые, может быть нравились домашним, но препятствовали размещению очередной партии статуэток, безжалостно отправлялись в гараж или на дачу. Со временем, у жены и дочери, к предметам увлечения отца образовалось нечто вроде ненависти.
Ну и проза жизни, глава семьи уходит из жизни. И через небольшое время, жена и дочь решают освободить жилище от обременительных для них вещей. Никогда в жизни, отец не говорил с ними о них. Не рассказывал о ценности каждого предмета и величайшей ценности всего собрания в целом. Для домашних эта коллекция ничего не стоила. И вот, мама и дочь начинают собирать коллекцию в мешки от муки и сахара и таскают их на мусорку. Поскольку женщины слабые, нести не могут, то тащат волоком по полу, бетонным ступеням подъезда (бум-бум), асфальту. Работа эта идет целый вечер и завершается полным и долгожданным освобождением жилища».
Нужно ли говорить о состоянии моего знакомого, учитывая, что покупка этой коллекции могла стать главной сделкой всей жизни. Хорошо, что человек достаточно молодой, сердце крепкое.
Так вот, все коллекционеры люди разные по-своему, но мне известны и лично и из литературы, собиратели, которые изолируются в своем увлечении от семьи. Монеты (чтобы не раскатили), марки (чтобы не порвали), серебро (чтобы не поцарапали), фарфор (чтобы не побили), коллекционные машинки (чтобы не поотрывали колеса) запираются от детей на все замки, являются строжайшим табу.
Коллекционеры более состоятельные устраивают целые комнаты, заполненные коллекцией, куда детям вход строго воспрещен. Но дети вырастают и вот, кто то и хотел вовлечь их в свое коллекционирование, но увы, у подросших детей ниша интересов (а она не безгранична) уже заполнена другим.
Это тонкая тема, где здесь грань, понять сложно и не всегда доступно людям погруженным в свое увлечение. Но бывает всякое, я уверен, что никогда не поздно вовлечь в свое увлечение детей или даже внуков.
В любом случае, если есть желание создать фамильную коллекцию, которая будет сохраняться и приумножаться поколениями, под сенью портрета своего основателя, нужно заниматься, параллельно с собиранием, вовлечением в свои интересы близких. Это серьезная работа, связанная с воспитанием широких взглядов, развитием кругозора и интереса к миру искусства и предметам материальной культуры. Работа нелегкая, но благодатная и способная дать волшебные всходы.
Не всех то родственников вовлечешь. Некоторым говори-не говори, не поймут. Или сделают вид, что поймут. Поэтому, надо подыскивать преемника, который продолжит клоллекционирование и договариваться как-то с ним. Варианты разные могут быть.
Фамильные коллекции (у всех они свои по размаху фантазии, культурной ценности и объему) — если представляют культурный интерес, то лучше всего передать не «благодарным» наследникам, а в музеи, как это делали настоящие меценаты: Третьяков, Морозов и др., чтобы выставить на всеобщее обозрение, а не пылилось в подвалах и гаражах. Недавно мне удалось побывать в художественной галерее г.Смоленска. Так вот основа коллекции музея — это картины и произведения искусств, национализированные во время революции — насильственное изъятие и передача на всеобщее обозрение и, полагаю, что большинство отечественных музеев наполнены экспонатами именно по такому принципу. Только прошу понять меня правильно: я не за национализацию, но за возможность всеобщего обозрения предметов искусств.
Так вот какое же наслаждение доставляет осознание того факта, что целые поколения людей на протяжении веков собирали картины (не важно что), а теперь их можно созерцать. Испытываешь трепет не только от самого произведения, но и от представления того, какие сложности и эпохи пришлось пережить произведению (картине), чтобы дойти на нашего времени и подарить нам радость эстетического восприятия.
Коллекции должны принадлежать всем, а не только наследникам коллекционера. К тому же коллекционер — он выполняет лишь миссию по формированию коллекции, теша свое самолюбие, что он собственник чего-то необычного…. а на самом деле коллекционер на подсознательном уровне решает более сложную задачу — сохранят ценности для будущих поколений в веках.
Лет девять — десять назад забрёл я на Вернисаж Сокольники.
На столе — конверты СГ 50-х и 60-х годов по моей теме, у меня и десятой их части нет в коллекции. Спрашиваю — почём?, — и мне называют какую то смешную цену вроде 100 руб. штука. Все наличные, что были, потратил; приехал на следующий день с пачкой денег, а мне и говорит этот продавец — после Тебя пришёл парень и забрал всё по 10$ штука. Разговорились… От отца остались четыре чемодана конвертов. Огромных чемоданов. Всё место в антресолях занимали. Решил навести порядок в доме…
И это продавец на Вернисаже (правда, торговал значками), но должен же представлять, что раздаёт — коллекцию!
А здесь Вы рассуждаете о наследниках… Им быстро денег и скорей новый смартфон или — бери больше — новую ДжиЛи, можно жопу возить.