Мы начинаем подводить итоги уходящего года и сегодня рассмотрим глобальные тренды арт-рынка, а также затронем экономику и альтернативные инвестиции. 

COVID-19, локдауны и отмена ярмарок, туризм

Главным фактором, повлиявшим на оборот арт и антик-рынка стала эпидемия COVID-19 и введенные в большинстве стран ограничения. Локдауны привели к тому, что импорт и экспорт произведений искусства значительно сократился. Мы еще будем подробно анализировать эти данные, когда они будут опубликованы в базе United Nations, в которой можно посмотреть статистику по импорту/экспорту по странам/годам/секторам экономики.

Для российского рынка серьезным ударом стала отмена традиционного «Антикварного салона» (и весной и осенью) и региональных антикварных ярмарок. Повлияло это скорее на сегмент ТОП-галерей и покупки дорогих предметов VIP-персонами.

Из-за локдауна в этом году вырос «интеллектуальный» внутренний туризм и интерес людей к российской культуре и художественным промыслам. Для среднего класса покупки на блошиных рынках Европы сменились покупками предметов народного творчества и ремесел в Суздале, Владимире, Палехе, Костроме, Вологде, городах Русского Севера.

Рост онлайн

Российский рынок, как это ни странно, оказался лучше готов к этой непростой ситуации. Для наших крупных аукционных домов и антикварных дилеров онлайн-аукционы давно составляют существенную долю в продажах. Западные же аукционные дома переходили на онлайн-продажи в авральном режиме и за этой трансформацией (больше психологической и поколенческой) было интересно наблюдать.

Кстати, вспомнив закрывшийся в 2017-м году сайт Auctionata (аукционный дом с онлайн-торгами и видеотрансляцией), можно с уверенностью сказать, что если бы проект дотянул до этого года, то наверняка имел бы оглушительный успех и востребованность на Западе.

Весна 2020-го показала, что антикварные магазины вполне себе могут работать в режиме «частичной удаленки», когда часть бизнес-процессов переносится онлайн (продажи, общение с клиентами в мессенджерах и соцсетях, управление задачами и проектами в системах вроде Trello или Bitrix24).

Можно также согласиться с выводом экспертов из Hiscox, что сейчас на рынок приходит новое молодое поколение коллекционеров и инвесторов, которое изначально заточено под онлайн и для которого покупки предметов искусства в чате или Instagram вполне обычное явление. На наш взгляд это очень сильный положительный тренд, который с годами будет только укрепляться.

Когда начались ограничения, большинство экспертов предвещало рост рынку онлайн-образования. (На этом тренде в разы выросла стоимость акций таких компаний как ZOOM, Microsoft, FaceBook и пр). В нашем сегменте мы также видим значительный рост количества онлайн курсов, посвященных в основном истории искусства и архитектуры и, наоборот, недостаток образовательного контента в сегменте оценки антиквариата. На наш взгляд, кроме профессиональных участников рынка (например, Институт оценки антиквариата и государственные вузы) качественных курсов, посвященных экспертизе и оценке антиквариата онлайн практически нет. Возможно, это связано и с отсутствующим спросом на подобные образовательные продукты, тк большинство знаний передаются из уст в уста или нарабатываются на практике, в каждодневной работе экспертов в антикварных магазинах или аукционных домах. Чтобы оценивать предмет, его все-таки нужно видеть и держать в руках. В общем, это вопрос для дискуссий.

Из интересных онлайн трендов, которые только начали зарождаться — рост количества подкастов об искусстве. На наш взгляд, у формата подкастов большой потенциал, тк записывать аудио все-таки проще, чем снимать и монтировать видео-сюжеты.

Маркетплейсы

2020-й год можно смело назвать годом Маркетплейсов.

Маркетплейсы в этом году помогли большому количеству малых бизнесов быстро перейти на онлайн продажи, хотя у таких гигантов как Wildberries, OZON, Lamoda, с точки зрения продавцов и производителей есть свои жирные минусы, связанные с большим размером комиссии и низкой маржой.

Одна из самых главных задач нашей площадки  — дать возможность продавцам предметов винтажа, коллекционирования, антиквариата быстро перейти в онлайн, сразу получив доступ к большой качественной аудитории. В отличие от истории с созданием собственного Интернет-магазина, при которой требуется много времени и средств как на разработку, так и на продвижение.

Мы хотим обратить ваше внимание на интересные данные, полученные аналитиком арт-рынка Clare McAndrew (график из отчета «The Art Market 2020» для Art Basel).

Он показывает как конвертируются в продажи разные онлайн источники. Так самым конверсионным стал официальный сайт галереи или дилера (47% опрошенных делали там покупки). На втором месте Интернет-аукционы (ими пользуются для покупок 36% опрошенных). Что касается Instagram, то на этой площадке люди смотрят произведения искусства, но опыт совершения покупок там есть только у 11% опрошенных.

Данная статистика подтверждает наши собственные наблюдения, что в воронке продаж не каждая площадка работает на «закрытие» сделки. Instagram и социальные сети — важная история, но они находятся на этапе узнавания бренда галереи, а этап конверсии (покупки) отдан более привычным и удобным для онлайн оплаты в том числе площадкам вроде официальных сайтов галерей или Интернет-аукционам.

Instagram-продажи

Мы плавно перешли к росту количества (и качества) Instagram-магазинов и блогов, посвященных искусству, винтажу, антиквариату и около того.

По нашей аналитике, это скорее сегмент продаж с чеками до 5000 — 7000 рублей, хотя есть и прецеденты продаж работ художников с ценником 40 000 — 100 000 рублей и выше (это прежде всего современная интерьерная живопись).

В массе своей Instagram-магазины продают недорогие предметы фарфора, серебро, предметы интерьера, советский винтаж и недорогой ассортимент, который раньше закупался на блошиных рынках Европы, а теперь вынужденно перетек онлайн.

Что касается сегмента нумизматики, то, хотя есть и примеры очень интересных аккаунтов (нам нравятся, например, прямые эфиры Полполушкин), у нас складывается впечатление, что его используют исключительно для наработки клиентской базы и имиджа эксперта, а основные продажи происходят на Интернет-аукционах или в личной коммуникации с постоянными клиентами.

Главная проблема Instagram-магазинов в России в том, что функционал шоппинга, доступный в США, в России отключен.

Вы не можете отметить в посте предмет (через Shopping Tags), указать его цену и покупатель не может оформить заказ в самом Instagram, хотя в США и других странах такая возможность есть. Проблема, на сколько мы понимаем, связана с тем, что FaceBook не является налоговым агентом в РФ и поэтому не может принимать платежи и платить налоги. Вряд ли это решится в 2021-м.

Мессенджеры, чат-боты, Zoom 

Несомненно, Мессенджеры и видеоконференции сделали в этом году большой рывок. Если год назад было сложно представить себе, что продажи предметов стоимостью в миллионы рублей будут происходить в личной переписке в WhatsUp, то на данный момент это объективная реальность.

Пока главная причина того, что автоматизация WhatsUp (мы имеем ввиду прежде всего интеграцию с CRM системами) еще не настолько развита — сложность доступа к Business API и его стоимость (от 10 000 рублей в месяц). Что не мешает использовать основные мессенджеры в «ручном» режиме. 

На Западе также практикуется оценка предметов антиквариата по ZOOM. На Российском рынке пока сложно назвать эту практику распространенной. 

Чат-боты и автоворонки продаж для нашего рынка тоже пока экзотика. По опыту, автоматизация в Интернет-магазинах становится необходимой при объеме заказов от 50 в день. Все что меньше, может вестись в ручном режиме.

Альтернативные инвестиции, фондовый рынок и налоги

По нашим данным, панические распродажи на финансовых рынках в марте сыграли в плюс для рынка антиквариата. Росли как продажи Интернет-аукционов, так и обычных аукционных домов, проводивших торги онлайн.

Снижение ключевой ставки ЦБ до 4,25%, рост курса доллара/Евро и повышение налогов также стало влиять на перераспределение инвестиционных портфелей и «исходу» вкладчиков из банков, в которых процентная ставка даже не покрывает инфляцию.

Так весной мы заметили довольно значимый рост продаж золотых инвестиционных монет (золото в этом году выросло с 1500 до 2000$ за тройскую унцию в моменте или с 3000 рублей за грамм до 4900 рублей за грамм на пике в ноябре, годовая доходность в рублях составила 32% на данный момент). В конце года этот рост несколько застопорился и даже сменился небольшим спадом, что также видно по динамике продаж инвестиционных монет на нашей площадке. Но на настоящий момент рост золота возобновляется, что связано с переходом инвесторов в защитные активы, каким всегда было именно золото.

Немного о грустном. Еще одним фактором, который на наш взгляд влияет на рынок инвестиций (альтернативных в том числе) — рост налогообложения на доходы. Со следующего года в России появится новый налог — на доходы по вкладам более 1 млн рублей. НДФЛ в 13% будет с накопленных процентов, если доход по ним превысит ключевую ставку ЦБ (напомним, сейчас ставка ЦБ 4,25%). Все купоны по всем облигациям будут также облагаться НДФЛ в 13%.

С 1 января 2021 вступает в силу закон о прогрессивном НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ). В соответствии с законом в отношении доходов физлиц более 5 млн руб. налоговая ставка НДФЛ составит не 13 %, а 15 % суммы доходов, превышающих 5 млн руб.

Очевидно, что в такой ситуации все большее количество людей ищет альтернативные банковским вкладам и вложениям в недвижимость (с которой тоже не все просто) способы сохранить и преумножить свои сбережения. Станет ли это причиной Ренессанса на антикварном рынке? Посмотрим.

Русские торги и санкции 

Традиционные Русские торги крупнейших аукционных домов Christie’s и Sotheby’s в Лондоне в этом году проходили в режиме Интернет-аукционов и были вполне успешны. Мы писали об этом в нашем блоге (обзор летних торгов и осенних). С учетом июньских торгов, за год в Лондоне наторговали русским искусством на 40,07 млн GBP (в 2019-м году продажи за год составляли 58,5 миллионов GBP).

Тема с санкциями в этом году неприятно (прежде всего с точки зрения репутации нашего арт-рынка) отыграла на скандале с коллекцией Ротенбергов. Пожалуй, одним из самых главных событий июля на мировом арт-рынке стало расследование американского Сената «Арт-индустрия и политика США, которая подрывает эффективность санкций». О расследовании, затрагивающем деятельность российского арт-дилера Григория Бальцера и его клиентов (по мнению авторов расследования это Аркадий и Борис Ротенберги) написал российский Forbes.

Не очень приятный звоночек (хотя для кого как) прозвучал в связи с продажей коллекции Фаберже музеем Бруклина. Музей был вынужден продать предметы, чтобы дальше поддерживать свое существование. В России пока таких прецедентов нет и вряд ли государство их разрешит. Наши Музеи пытаются выживать продавая сувенирную продукцию или организовывая эндаумент фонды (как музей Гараж). 

Нобелевка за теорию аукционов

Одним из знаменательных событий стало вручение в этом году Нобелевской премии по экономике за теорию аукционов Полу Милгрому и Роберту Уилсону.

Это не первый раз, когда «нобелевку» присуждают за аукционы — лауреатами Нобелевской премии по экономике за 2011 год стали американцы Элвин Рот и Ллойд Шепли. А автор модели «аукционов Викри» (которые использовались в частности в аукционах контекстной рекламы в Яндексе и Гугле) получил нобелевскую премию в 1996 году.

Кстати, в этом году на нашей площадке уже прошли несколько тестовых аукционов в формате Live! Торги по лотам начинаются в одно время. Торги завершаются последовательно, друг за другом (как в аукционах в зале). После достижения финальной цены за первый лот, начинаются торги за второй и т.д.         

В новом году мы тоже готовим для вас приятные сюрпризы и новые типы торгов.

Елена Ш.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь