История знает несколько крупных афер с подделками исторических реликвий. Например, история с тиарой скифского царя Сайтаферна.

Один одесский аферист, по фамилии Гохман промышлявший вместе с братом продажей богатым коллекционерам поддельных скифских золотых украшений, в 1896 г. предложил эту тиару Венскому императорскому музею вместе с подлинными, но незначительными по ценности золотыми скифскими украшениями. По словам Гохмана, он купил тиару у русских крестьян, не понимавших ее исторической ценности, просто как золотую вещь, по весу. Австрийцы пригласили своих археологов и антикваров, и те подтвердили подлинность реликвии. Причем руководство музея не смутила незаконность покупки тиары Гохманом и перемещения исторической ценности через русскую границу. И они купили бы ее у афериста, но он заломил несусветную цену и покупка не состоялась.

Источник фото: поисковый запрос в интернете
Источник фото: поисковый запрос в интернете

Тогда Гохман пригласил еще двух подельников и они отправились в Париж, в Лувр. Французы были поражены красотой и тонкой работой «античных мастеров», эксперты вновь подтвердили подлинность тиары, а попытка пригласить русских специалистов по скифским древностям была с возмущением отвергнута. Цену одесская троица запросила такую, что у Лувра тоже не хватило денег – 200 000 франков, что было равно 75 000 рублей золотом. Французы было попробовали поторговаться, но аферисты уперлись и цену снижать не захотели, а намекнули, что их уже пригласил для переговоров Британский музей. Тогда решили запросить средства у правительства, и, пока парламент утверждал непредвиденные расходы на культуру, два мецената согласились выкупить тиару с тем, что правительство потом вернет им деньги. В общем, сделка состоялась и тиара Сайтаферна заняла достойное место в Лувре, в зале древностей.

Источник фото: поисковый запрос в интернете
Источник фото: поисковый запрос в интернете

Публика валила валом посмотреть на диковинку, однако через месяц ее увидел профессор Веселовский из Петербурга, тот самый специалист по скифским древностям, которого не захотели приглашать самонадеянные французы, и он заявил, что тиара – подделка. Разгорелась научная полемика. Естественно французские эксперты отстаивали свою правоту: тиара – оригинал возрастом около 200 лет до н.э. Пресса радостно подхватила скандал, который длился целых 7 лет, пока в Лувр не пришел парижский ювелир Лившиц и заявил, что тиара – работа его друга, одесского ювелира Израиля Рухомовского. Рухомовский сделал ее по заказу богатого господина из Керчи, который, якобы, хотел сделать подарок своему другу в виде псевдоантичной вещицы. Он снабдил
Рухомовского материалами, в том числе гравюрами и слепками с античных изделий и объяснил, какие сцены должны быть на тиаре. Журналисты поехали в Одессу нашли там мастера, нашли и свидетелей, которые подтвердили, что видели, как старый Изя работал целых 8 месяцев над этой вещью. Рухомовский не стал отрицать очевидного, показал слепки и модели по которым работал, сказал, что неизвестный господин хорошо заплатил ему за работу аж 1800 рублей (для сравнения  армейский капитан получал тогда около 100 рублей в месяц) и обе стороны остались довольны друг другом. Когда его пригласили в Париж, то Рухомовский сказал, что если ему заплатят за поездку 1200 франков, то он поедет, а если не заплатят, то – нет. На этот раз такие деньги у Лувра нашлись, и Рухомовский прибыл в Париж. Здесь он по памяти изготовил некоторые фрагменты тиары, из чего следовало его несомненное авторство. Должны были полететь научные и чиновничьи головы, но дело замяли и тиару тихо переместили из зала древностей в зал декоративно-прикладного искусства.

Мемориальная доска ювелиру Израилю Рухомовскому в Одессе (ул. Осипова, 6). Источник фото: поисковый запрос в интернете
Мемориальная доска ювелиру Израилю Рухомовскому в Одессе (ул. Осипова, 6). Источник фото: поисковый запрос в интернете

Интересно, что урок впрок не пошел и в 1962 г., Лувр вновь купил изготовленный в мастерской братьев Гохман серебряный «скифский» ритон. Такой же ритон хранится в Государственном Историческом Музее, но в качестве образца подделки.

Вы спросите, с какой целью мы рассказали эту историю на аукционном
сайте? А ведь она весьма поучительна.

Во первых, говорит о том, что изготовители подделок весьма изобретательны и сочиняют сказки почище Ганса Христиана Андерсена.

Во вторых, то, что они используют для изготовления подделок специалистов высокой квалификации.

В третьих, о том, что нельзя пренебрегать мнением специалистов, особенно если коллекционер сам таковым не является.

Но и специалисты могут ошибаться: Errare humanum est, stultum est in errore perseverare. (Человеку свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в своих ошибках). Особенно обратите внимание на вторую часть цитаты из Сенеки старшего, ее обычно опускают, а в ней смысла больше, чем в первых трех словах, которые знает любой изучавший латынь (в вышеописанном случае эксперты упорствовали в своих ошибках аж семь лет), пока их не «ткнули носом» в собственный ляп.

Ну и материальную заинтересованность экспертов тоже нельзя сбрасывать со счетов (а что делали подельники Гохмана в Париже – как раз и обрабатывали экспертов и журналистов).

Анатолий Подшивалов, «Степанов», Doctor03
Часть 2. Как подделки попадают в музеи и коллекционерам

Часть 3. Как подделки попадают в музеи и коллекционерам

(Публикация прислана нам автором. Также, данная статья была напечатана на сайте clubic.ru)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь