Почему важно уважать художников и покупателей искусства?

0
2714

Галерист Виктория Шишкова в интервью объясняет, почему многие арт-дилеры забыли о смысле своей профессии, а также делится секретами удачных инвестиций в искусство.

Спрос

— Виктория, профиль в Instagram вы начали вести с заявления, что Фрэнсис Бэкон является вашей огромной любовью…

— Френсис Бэкон – моя любовь на всю жизнь. Все научные работы посвятила именно ему. В 10-м классе увидела его интервью на ВВС. Он так иронично и метко рассказывал об искусстве. В тот судьбоносный момент застыла перед телевизором. На протяжении всей передачи гадала, какими же должны быть картины человека, который так говорит. И когда уже в конце эфира были представлены его работы, поняла – вот мой любимый художник. Только позже узнала о ценах на картины Френсиса Бэкона и популярности этой легендарной личности. До сих пор смеюсь, что уже в 10-м классе вкус у меня был неплохой.

— По каким критериям оцениваете работы художников?

— В первую очередь я смотрю, что и как делает человек. Основные критерии – новизна, мастерство исполнения, посыл. Если художнику есть что донести до публики – это что-то значит. Если нет, то надо призадуматься и в 90% случаев – идти мимо.

Если же работы интересные, я изучаю бэкграунд – образование, резиденции, участие в выставках, ярмарках и так далее. Из этого складывается цена, и сразу видно имеет художник потенциал или нет. Важно понимать, что искусство больше говорит с нами при помощи смыслов. Техника – это только инструмент донесения идеи. А если идеи нет, то маловероятно, что мы видим что-то стоящее.

Инвестиции

— Какие события 2020 года вас особенно удивили?

— Я думаю, что поразил всех без исключения локдаун… Отменились выставки, ярмарки, поездки, встречи. Многие планы так и остались нереализованными. Пришлось срочно перестраиваться и учиться функционировать по-новому.

Artflood – галерея и арт-консалтинг, совладельцем которой я являюсь, взяла неплохой старт. Вот мы открылись, а через две недели уже начался локдаун. В какой-то момент подумала, что придется брать паузу. Но начались активные продажи, реализовываются проекты, проводятся выставки. К осени планируем запустить цикл лекций по современному искусству.

Кроме этого, в русскоязычном сегменте интернета ярким арт-событием стало появление группы Максима Боксера в социальной сети Facebook «Шар и Крест», скрасившей многим дилерам и коллекционерам режим самоизоляции.

— Делали ли вы в 2020 году инвестиции в искусство?

— Да, сама уже вполне уверенно могу назвать себя коллекционером. Просто моя профессия подразумевает, что я в курсе всего происходящего, предвижу тренды и имею доступ к работам, которые еще никто не видел. А когда можешь просчитать еще и инвестиционную ценность, очень трудно удержаться. Вообще предпочитаю работать с теми художниками, которых сама бы была не прочь добавить в коллекцию или чьи работы там уже есть.

Ценообразование

— Можете поделиться рекомендациями для начинающих арт-дилеров?

— Нужно получить искусствоведческое образование и поменьше читать авантюрной литературы об этой профессии. А самое главное – это с уважением относиться и к художникам, и к покупателям. Многие дилеры забывают о смысле профессии, они гонятся за маржой. И лично мне неприятно слушать истории про то, как кто-то продал картину, которая стоила 10 тысяч евро за 60. Ты «наварился» – что дальше? Продавай и продвигай – вот в чем смысл. Арт-дилеры при наличии чутья и вкуса могут правильно направлять коллекционера. Последние, в свою очередь, двигают рынок и дают художнику шанс остаться в истории. Нужно работать грамотно. Тогда и «твои» художники будут дорожать, и клиенты – тебя любить. И в итоге, останешься в истории, как человек, открывший нового Пикассо. Я за такой подход.

Катя Гранова (художница), Ирина Маринова и Виктория Шишкова (владелицы Artflood Gallery)

— А сколько по времени имеет смысл ждать, что приобретенная картина «взлетит» в цене?

— Инвестиции в искусство – это долгосрочная перспектива. Но тут все относительно. Есть разные категории подобных инвестиций, и зависят они от бюджета. Например, есть работы, которые, по возможности, стоит брать и не задумываться, потому что на них вы точно не потеряете, а с годами и приумножите. А есть художники (речь идет о молодых – тех, которых мы называем emerging или восходящие звезды), в случае с которыми все зависит исключительно от вкуса и чуйки. Я, например, в начале года взяла себе две работы таких вот многообещающих – одну за 10 тысяч рублей, другую за тысячу фунтов. К концу года цена обеих работ возросла в несколько раз.

— Что это за картины?

— Это картины Кати Грановой и Антона Куприянова. Оба художника сейчас выставляются у меня. Катя долгое время работала в Лондоне. У нее довольно экспрессивная живопись. В своих работах она переосмысливает старые, архивные фото и невозможность вернуться в прошлое, ведь даже наши воспоминания смазываются со временем и подвергаются влиянию эмоций.

Катя Гранова Doctors 1962
Катя Гранова Lou Salome with friends

Антон Куприянов – молодой художник из небольшого сибирского города Тара. Более всего его описывают такие понятия, как: наивный реализм, сибирский поп-арт, соц-арт. В основном, он работает с сюжетами из жизни обычного человека, в которых колорит будто бы бросает вызов повседневной рутине.

Антон Куприянов Изба, 2020
Антон Куприянов Подгорщина, 2020

Прогнозы

— И все-таки, кто задает тренды в арт-мире?

— Тренды задают крупные галереи. Выставляя новых художников и популяризируя их искусство, они выводят их, что говорится, в свет. Хороший арт-дилер чувствует тренды, улавливает направление, и, если хочешь заключить хорошую сделку, стоит прислушаться к нему. На старых мастеров стабильный спрос уже сформировался, но в то же время специалисты аукционных домов могут управлять им, в той или иной степени.

— Ваши прогнозы развития арт-сферы в России.

— У этого рынка есть большой потенциал. Меня очень радует появление новых площадок и возрастающий интерес юного поколения к искусству. Это видно, как минимум, по количеству молодежи в музеях. Появляется много талантливых художников и скульпторов, работы которых представлены и в нашей галерее. А вот уход из оффлайна хоть и оказался сложным, но в итоге сыграл на руку всем, показав, что искусство можно успешно продавать и покупать онлайн.

На Auction в настоящее время представлено множество работ современных художников, все они находятся в разделе Живопись.

Беседовала Лилия Голова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь