Катаной обобщённо называют группу японских мечей специфичной формы. По сути, это разновидность сабли или шашки. Особая конструкция рукояти (прямая и без эфеса) позволяет использовать хват двумя руками, но также требует особой техники фехтования.
С катанами связано множество слухов и мифов, часто лишённых какой-либо логичной основы. Так, считается, что японские мечи превосходят прочие аналогичные виды холодного оружия (европейские, славянские) по остроте и прочности клинка. На самом деле это не так.
Миф первый В киноопусах и литературе описывается факт разрубания катаной тяжеловооружённого латника.
Здесь необходимо некоторое пояснение. Японские воины, как и средневековые европейские или русские, в конном бою использовали оружие дальнего радиуса действия – пики и копья. При спешивании, например, ранении коня, противники сходились врукопашную. Катана преимущественно использовалась для колющих (не рубящих) ударов, техника работы мечом больше напоминает ножевую практику: небольшие по амплитуде замаха с протяжкой для углубления резаной раны. Тем более, невозможно ударом японского клинка разрубить армированный доспех. Самураи по степени защиты всё-таки относились к лучникам, поэтому одежда у них была соответствующая, из плотной кожи с нашитыми бляхами.
Миф второй. Острота клинка такова, что подброшенный в воздух легчайший платок разрезается на две части.
Мастер, изготавливающий клинок, заточке катаны, конечно же, уделял особое внимание: в конце процедуры она выполнялась специальными брусочками, которые держали двумя пальцами или деревянными дощечками. Но это отнюдь не значит, что острота лезвия достигает фантастических пределов.
Миф третий. Японское оружие изготавливалось по особым технологиям и из особо прочного железа.
С точки зрения металлургии, процесс изготовления катаны содержит в себе не столько элементы, значительно улучшающие качественные характеристики стали (прочность, твёрдость, зернистость), сколько направленные на устранение побочных дефектов и очистку слитка. Дело в том, что заготовки для мечей производились в так называемой сыродутной печи со всеми вытекающими последствиями (максимальная температура — 1500 С, в доменной печи – до 2100 С).
Кроме того, традиционно применяемые для литья месторождения (железистые пески) крайне бедны легирующими компонентами, поэтому по твёрдости катана если и не уступает, то явно не превосходит ту же кавалерийскую шашку и уж тем более — тяжёлый двуручный меч. Вообще, в отличие от других видов оружия, катана изготовлена из двух разнородных частей: твёрдой оболочки в которую, как в футляр вложена более мягкая основа.
Уникальна технология производства мечей японскими кузнецами, на которой стоит остановиться отдельно. Сам процесс разбивается на несколько этапов и иногда может длиться месяцами. Очень важная задача мастера состоит в выборе материала для клинка – крицного (то есть выплавленного в обычной печи) железа или тамахаганэ с минимальной неоднородностью. Такие заготовки к тому же характеризуются неравномерным содержанием углерода.
Отливки складываются, погружаются в раствор глины и засыпаются золой, что позволяет удалить из крицы шлак, подобно специальным добавкам при выплавке стали конвертерным способом. Далее, куски раскаляются и проковываются. Эта процедура повторяется многократно, что позволяет нормализовать структуру и содержание углерода.
Чем больше складываний и проковок – тем лучше меч. Потом в тамахаганэ необходимо вставить блок из мягкой стали. Такая конструкция позволяет катане успешно выдерживать динамические нагрузки без разрушения клинка.
Твёрдая часть называется якибой, мягкая – хирадзи. В процессе дальнейшей обработки на стыке двух частей образуется хамон (хада) – зона перехода. По его рисунку можно определить школу мастера и класс меча в целом.
На финальном этапе производится заточка и полировка меча. Отдельное внимание уделяется отделке ручки и ножнам. Могут использоваться дерево (магнолия, бамбук), кожа ската, кость.